Девушка-рестлер

Истоки

Мой старший брат всегда увлекался драками и единоборствами, поэтому я росла пацанкой: бегала на каблуках, все ломала и прыгала в юбке с гаражей. С 1995 года моя главная страсть — это Mortal Combat. Началось все с фильма, а потом я стала играть на «Денди» и «Сеге». Мой любимый персонаж — all-time favorite — это Лю Кан, а из девушек — Милина и Синдел. Я, кстати, до сих пор слежу за новыми версиями «Комбата» и играю в них в телефоне. Поэтому неудивительно, что, когда в 2002 году я переключала каналы и наткнулась на рестлинг, он меня захватил.

В данный момент в России выступают семь девушек-рестлерш: четыре в Санкт-Петербурге, две — в Москве и одна в Нижнем Новгороде. Я не сталкивалась в России с мнением, что рестлинг — это не девичье занятие, обычно люди перестают так говорить сразу после первого просмотренного матча.

Изначально я смотрела только бои девушек, и мне очень нравились их яркие образы. Одна была «девушкой с севера», другая — в образе голливудской звезды. Рестлинг был для меня своеобразным сериалом.

Тренер

После двух лет выступлений меня попросили поработать помощником тренера, и с тех пор я тренирую ребят, которые хотят выступать в НФР. База приемов в рестлинге небольшая, но вокруг нее океан движений. Для некоторых учеников перепрыгнуть через канат — это большая проблема, а ведь еще нужно уметь запрыгнуть или перелететь через него сальто. Тренировки провожу раз в неделю, и мне за них платят, но это символические деньги. Раньше на ринге выступали просто фанаты рестлинга, сейчас же уровень подготовки сильно вырос.

Чтобы достичь высокого уровня, нужно пойти на большие жертвы. Я все-таки не только рестлер, но и музыкант и отец — мне трудно с головой уйти в индустрию, которая в России никому не нужна и в которой невозможно заработать. А на мировом уровне запредельная конкуренция.

Травматизм в рестлинге

Несмотря на принципиальную постановочность шоу, рестлинг является опасным для участников видом деятельности: стремясь придать схватке большую эффектность, многие бойцы используют травмоопасные приёмы, для безопасного выполнения которых требуется правильная техника со стороны обоих участников матча. Соответственно, ошибка в выполнении приёма (на сленге поклонников рестлинга часто называемая «ботч») может привести к трагическим последствиям. К примеру, в 2015 году мексиканский лучадор Перро Агуайо-младший получил перелом шейного отдела позвоночника и погиб после удара, который ему нанёс во время матча миниатюрный (162 см) Рэй Мистерио, а в 2001 году японский рестлер Хаябуса, выполняя «Лунное сальто» (сальто назад с отталкиванием от канатов), соскользнул одной ногой с каната, упал на голову (а не на живот, как предполагает приём) и вследствие перелома позвоночника оказался парализован. Другой распространённой проблемой здоровья рестлеров являются черепно-мозговые травмы. Помимо сотрясений мозга, к которым могут привести жёсткие приёмы рестлинга, опасность представляют и накапливающиеся вследствие регулярной травматизации повреждения нервной ткани. Одним из наиболее печально известных примеров такой патологии является канадский рестлер Крис Бенуа; в 2007 году Бенуа убил свою жену и сына, после чего повесился. По мнению проводившего вскрытие врача, головной мозг Бенуа был так сильно повреждён, что напоминал мозг 85-летнего пациента с болезнью Альцгеймера; одним из коронных приёмов Бенуа был удар головой после прыжка с верхнего каната. Кроме травм мозга и позвоночника, как и любой спорт с широким использованием амплитудных бросков, рестлинг представляет риск переломов и других травм опорно-двигательного аппарата.

Другим компонентом опасности рестлинга для здоровья является широкое применение анаболических стероидов, анальгетиков и других медикаментозных препаратов.

Условности рестлинг-шоу

Реслинг объединяет два мира. Первый из них — жизнь на ринге, роль рестлера, всё предписанное сценарием и происходящее во время шоу. Второй — жизнь вне ринга, реальная жизнь рестлеров — их реальные травмы, личная жизнь. Существует проблема непонимания различия этих двух «миров». Многие исполнители решают проблему взятием псевдонима для своего персонажа. Псевдоним может быть «говорящим», дающим общее представление о персонаже. Иногда рестлеры дают своим персонажам особенности, которых те придерживаются в реальной жизни. Персонаж СМ Панка построен на элементе отрицания алкоголя, табака и наркотиков (straight edge), этого же принципа СМ Панк придерживается и вне роли.

Рестлинг можно сравнить с театральной постановкой, так как имеется собственная «сцена», где происходит действие — ринг, окружающее его пространство и декорации. Понятие четвёртой стены в реслинге более ограничено, чем в театральной постановке. Публика играет важную роль в ходе действия реслинг-шоу — её реакция важна для определения роли персонажа. Часто в отдельные сюжеты вовлекаются от двух и более персонажей, примыкающие к разным сторонам — как правило, основной концепцией является «хороший против плохого». Естественно, за примкнувшего к хорошей стороне (его в рестлинге называют «фейсом» (англ. face) — это персонаж, совершающий хорошие поступки и в концепции «борющийся со злом») болеет аудитория, а примкнувший к стороне «плохишей» (плохих парней в рестлинге называют «хилами» (англ. heel)) получит гневную реакцию.

Кейфеб

Нет единого мнения о том, когда рестлинг перешёл к структуре развлечений. На протяжении долгих лет рестлеры жили своими персонажами, давая осознать поклонникам правдоподобность индустрии, поддерживая популярность как реслинга в целом, так и персонажей в частности. Поддержание иллюзии правдоподобности в рестлинг-кругах называется «кейфебом» (англ. kayfabe).

Бывают случаи, когда на шоу происходит нечто, не прописанное заранее в сценарии, иначе — выход за рамки персонажа. Такие моменты называются «шу́тами» (англ. shoot) и не приветствуются в крупных рестлинг-промоушенах, так как это нарушает целостность сюжетов и рушит понятие кейфеба. Публичное распространение того факта, что рестлинг — это постановка, развлекательный продукт, а не вид спорта вызвало смешанную реакцию среди фанатов. Несмотря на это, некоторые рестлинг-промоушены пытаются показывать реальность происходящего, а некоторые напрямую сообщают, что реслинг — это развлечение.

Голдберг — 52 годаДебютировал в 1997 году

Билл Голдберг — непобедимая и неостановимая гора мышц. Один из самых впечатляющих силовиков в истории современного рестлинга. В бизнес он, кстати, пришел из американского футбола. Неудивительно, что одним из ключевых приемов в его арсенале стал «футбольный» гарпун. Впрочем, разнообразием его сет никогда не отличался: гарпун да «джекхаммер». И фанатам этого хватало!

В 1997 году, выступая в федерации WCW он запустил свой знаменитый «непобедимый стрик». Официально: 173 победы подряд. Прервал серию Кевин Нэш, также известный как Дизель. Кстати, ему сейчас 60 лет и он тоже продолжает выступать на ринге. 

Карьера Голдберга не была слишком долгой — он с перерывами выступал на ринге до 2004 года и затем завязал с рестлингом. Вернулся он лишь спустя больше десяти лет — в 2016 году. С тех пор он провел несколько матчей, в том числе с Гробовщиком в 2018 году, и даже недолго был главным чемпионом WWE. Сам Голдберг говорит, что его карьера не закончена, так что ждем новых боев.

Цифровой мессия

У меня образ цифрового мессии. Мой персонаж видит будущее без людей и только в киберпространстве, где он будет править потоками цифровых копий людского сознания. Не все понимают мои речи, потому что я говорю высокопарно и часто делаю отсылки к современной культуре. Например, я упоминаю образ Чужих, у которых общее сознание — как улей. У меня такое же сознание.

Мой коронный прием называется киберпространство — это перелом шеи противника о плечо. Я разворачиваю человека спиной к себе, падаю на копчик и тяну соперника назад. Этот прием — отсылка к роману Гибсона «Нейромант», в котором впервые и появился термин «киберпространство». Герои романа входили в киберпространство с помощью специальных шлемов, у которых сзади были разъемы для проводов. Я же на ринге резко бью соперника по затылку, и он как будто входит в киберпространство.

«Моя работа — это ад»

Матч по рестлингу — это красиво и интересно. Мне нравится смотреть матчи легковесов, потому что они совершают фантастические акробатические приемы. Прыгать за ринг головой вниз — это не только очень страшно, но опасно. Иногда я смотрю бокс и ММА (смешанные боевые искусства, Mixed Martial Arts. — Прим. ред.), чтобы перенять оттуда удары или захваты, но я не приемлю физическое насилие вне ринга. Моего знакомого зарезали на улице, поэтому я стараюсь не доводить дело до физического конфликта.

В среднем на наше шоу приходит 100–150 зрителей, но раз в год мы проводим крупное шоу, куда приглашаем зарубежных звезд, и в зал набивается порядка 800 человек. Мы хотим, чтобы рестлинг официально стал профессиональным видом спорта в России, но пока подвижек в этом направлении нет. По сути, мы занимаемся спортивным развлечением. Рестлинг приносит минимальный доход — зарабатывать им на жизнь не получится. Моя прибыль — это закрытая информация, но могу сказать, что на эти деньги можно купить месячный абонемент в спортзал.

Работа для души

Чарли Морган, которая пожелала, чтобы в этой статье ее называли ее сценическим псевдонимом, увлеклась рестлингом в шесть лет и решила, что станет профессиональным рестлером, когда вырастет. Она начала тренироваться в 18 лет и стала зарабатывать на участии в рестлинговых шоу годом позже. Но в первые несколько лет ее основным источником дохода оставалась работа с детьми, а свободное время она посвящала карьере в рестлинге. «Я бывала занята семь дней в неделю, 24 на 7, — вспоминает Морган. — Когда я не работала, я была дома, где решала финансовые вопросы, разбиралась с сувенирами, просматривала новые принты, а еще смотрела, куда бы я могла поехать за рубеж — имею в виду соревнования по рестлингу и все такое. Я прожила так почти два года подряд». 27-летняя спортсменка описывает свой путь как «очень, очень медленную трансформацию», когда ей было не у кого спросить совета и она «училась на ходу».

Продажа сувениров фанатам напрямую — это нововведение в рестлинге. Эрин Фармер, известная на ринге как Эрин Ангел, занимается рестлингом половину своей жизни и начала тренироваться в 16 лет. В те времена ей платили около £15 за бой. «В первые семь лет оплата росла примерно на £5 в год — вот моя прибавка к зарплате, — говорит она и добавляет. — Я этим занималась не ради денег». В последние пятнадцать лет она наблюдала, как рестлеры получают все больший контроль над продажей сувениров. По ее словам, когда она только начинала, промоутер продавал сувениры самостоятельно и отдавал рестлеру долю от выручки. Когда позднее рестлеры начали выпускать собственные продукты, промоутеры позволяли им торговать только в самом конце мероприятия. «Когда все уже купили все, что хотели, ваши шансы продать что-то свое были весьма скромны», — говорит Фармер. Сегодня промоутеры считают, что продажа собственных сувениров — это источник дополнительного заработка для рестлеров. «На продаже сувениров можно заработать в три-четыре раза больше, чем тебе платят за выступления, если ты достаточно популярен», — объясняет спортсменка. Она признает, что сама не уделила этому достаточно времени — в результате ее занятия рестлингом приносили скорее радость, чем доход. Однако она использовала свою предпринимательскую жилку в другой сфере — последние три года она руководит собственной школой плавания, Baby Swim UK.

Фармер описывает и то, с какими трудностями женщины-рестлеры сталкиваются, когда пытаются добиться равенства с коллегами-мужчинами — проблема, которая знакома женщинам и в спорте, и в индустрии развлечений.Она вспоминает, как в ходе путешествия по Канаде десять лет тому назад она была в числе самых популярных рестлеров наряду с мужчинами, но это, по-видимому, никак не влияло на ее положение в шоу или ее доходы

«Неважно, насколько ты хороша, если тебя так не воспринимают», — говорит она

Масштабы и влияние на публику

Рестлинг, зародившись в Северной Америке, получил дальнейшую популярность, сдвигаясь в сторону Центральной Америки. Получил он свою популярность и за океаном — в том числе в Японии.

В России, ещё на рубеже XIX—XX веков в цирках-шапито вперемешку с выступлениями жонглёров и клоунов устраивались и «Чемпионаты Мира по французской борьбе». В цирках выступали и такие знаменитые борцы, как Иван Заикин и Иван Поддубный. Борцы также входили в состав цирковых трупп, размер их жалованья напрямую зависел от кассовых сборов, поэтому их поединки в основном были отрежиссированны и рассчитаны на зрелищность. Побеждали на «чемпионатах» часто всевозможные «Синие», «Чёрные» и «Красные маски».

За двадцать лет — с 1960-х по 1980-е годы — в Бразилии стало очень популярным телешоу «Telecatch». Становясь знаменитыми, рестлеры получали особую популярность в родных городах, штатах и странах — иногда даже становясь своего рода «символами бразильского народа» на родине.

Пройдя путь от второстепенного представления на карнавалах и в цирках до быстрорастущего обособленного жанра в индустрии развлечения, сейчас рестлинг — настоящее достояние Америки, приносящее миллиарды долларов. Бизнес ведётся через продажу шоу (как в видео-формате, так и через продажу билетов на шоу), сувенирной продукции (разнообразной одежды и атрибутики, относящейся к тому или иному рестлеру). Рестлинг стал «первооткрывателем» системы pay-per-view, по которой сейчас продаются многие шоу в различных развлекательных сферах. На сегодняшний день, в эпоху Интернета, развитие PPV шагнуло на новую ступеньку — iPPV, позволяющее заказывать шоу для просмотра через Интернет. Помимо этого, многие видеохостинги предлагают огромное количество видеоматериала, содержащего кадры из архивов большинства рестлинг-промоушенов; в том числе в Интернете можно найти матчи середины прошлого века, а также архивы, которые было бы трудно раздобыть без сети Интернет.

Диски с рестлинг-контентом (PPV-шоу, специальные DVD-фильмы и т. п.) продаются крайне успешно, занимая престижные по продажам места в международных чартах.

Благодаря роли устоявшегося достояния Америки, рестлинг является частой темой для упоминания в СМИ. Существует несколько документальных фильмов, снятых под влиянием рестлинга. Наиболее известные из них — «Вне ринга» (англ. Beyond the Mat) (режиссёр — Барри Блауштейн) и «Борьба с тенями» (англ. Wrestling with Shadows) (режиссёр — Пол Джей), снятый при участии Брета Харта. Из художественных наиболее известным является фильм 2008-го года «Рестлер» (The Wrestler), номинированный на несколько «Оскаров» и ставший возрождением Микки Рурка в качестве актёра.

Сейчас без сомнения крупнейшей корпорацией в индустрии всемирного рестлинга можно назвать WWE (ранее WWF; в ходе судебных разбирательств с World Wildlife Fund (Всемирным фондом дикой природы) рестлинг-промоушен был вынужден сменить имя). В начале 2001 году владелец WWF Винс Макмэн купил своего крупнейшего конкурента — World Championship Wrestling (WCW), параллельно с этим, другой крупный конкурент, Extreme Championship Wrestling (ECW), пришёл к банкротству. Помимо WWE, всемирно известными промоушенами можно считать американские Impact Wrestling (ранее TNA), Combat Zone Wrestling (CZW) и Ring of Honor (ROH); мексиканские Consejo Mundial de Lucha Libre (CMLL) и Asistencia Asesoría y Administración (ААА); японские New Japan Pro-Wrestling (NJPW), All Japan Pro-Wrestling (AJPW) и Pro Wrestling Noah.

Новые возможности

В августе основатели EVE на шаг продвинулись в защите прав сообщества рестлеров, приняв кодекс надлежащего поведения Equity, профсоюза индустрии развлечений: обе стороны описали это событие как первый подобный случай в истории британского профессионального рестлинга. В официальном заявлении организатор Equity Стив Дункан-Райс сообщил: «Это рискованная работа, зачастую тяжелая и низкооплачиваемая. Equity полагает, что рестлеры имеют право на тот же уровень защиты и привилегий, что и другие спортсмены, и мы намерены сотрудничать с промоутерами со всей Великобритании, чтобы достичь этой цели».

Соосновательница EVE Эмили Рид прокомментировала: «Коллективный договор — это способ укрепить положение наших спортсменок, помочь им защитить себя и свои права и добиться признания их работы. Я надеюсь, что эта практика станет общепринятой в профессиональном рестлинге. Мы небольшая компания, поэтому если мы на это способны, то и все остальные справятся».

Рестлер Чарли Морган смогла найти некий «существенный источник дохода» (она отказалась назвать сумму) в сотрудничестве с NXT UK, британским шоу о рестлинге, которое выпускает WWE: в 2017 году оно задумывалось как двухдневный турнир, а сейчас превратилось в еженедельную передачу. Но, по ее словам, она продолжала работать в другом месте. Это оказалось мудрым решением, потому что в начале этого года она сломала лодыжку — и эта травма положила конец ее карьере. «Я всегда продолжала работать, потому что сломать лодыжку можно в любой момент. Потому что, если бы у меня не было работы помимо рестлинга, у меня не было бы никакого дохода», — говорит она.

Чарли Морган объявила об уходе из спорта на шоу Wrestle Queendom II, и сдержать слезы ей оказалось сложнее, чем победить любого соперника

Так совпало, что сломанная лодыжка стала важной сюжетной линией и во втором сезоне «Блеска» (оригинальное название Glow — это аббревиатура от «Gorgeous Ladies of Wrestling», «Великолепные женщины-рестлеры»), популярного сериала Netflix о женском рестлинге 1980-х годов, основанного на реальных событиях, успех которого вызвал новую волну интереса к этому виду спорта

Все рестлеры стремятся подчеркнуть, что за последние несколько десятилетий многое изменилось по сравнению с ситуацией, показанной в сериале Netflix, — несмотря на то, что даже EVE ссылается на шоу Netflix, описывая себя в Twitter как «The #Underground #punk #feminist #GLOW». Но, как говорит Ди Маттео, по крайней мере ей было проще объяснить семье, что значит быть рестлером.

Перевод Натальи Балабанцевой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: